«Цена крови: в больницах дефицит, а донорство не в чести…»

Новости | 30.10.2013 | 0

Найти кровь — это полдела, надо проверить здорова ли она. У многих пациентов после переливания обнаруживают гепатиты, герпес или сифилис. А иногда даже ВИЧ. Кровный вопрос изучала Оксана Грузицкая. 

Ирина Борисенко, заведующий клинико-диагностической лаборатории:

Сразу при поступлении в отделение предупреждают родителей, что нужна будет кровь, нужны будут компоненты крови — это тромбоконцентрат, плазма, и что без проверенных доноров, скажем так, ребенок не будет заходить на химию, лечиться не будет.

Ирина о проблемах с поиском донора знает не понаслышке. Ее сыну 5 лет назад сделали операцию по удалению опухоли. Теперь на месте плечевого сустава — эндопротез. Операция прошла успешно, но тогда жизнь мальчика зависело не только от квалификации врачей, но и от наличия нужного количества крови.

Стоял вопрос: либо мы вливаем кровь и он живет, либо он умирает прямо в отделении.

Нужной группы в клинике не было, поэтому за кровью тромбоконцентрата ездили из Киева в Белую Церковь машиной. Пакет все время нужно было двигать, чтобы кровь не свернулась.

Да, кровь везли, то есть там, где покупали обложили льдом и везли.

Довезти кровь в больницу надо было до конца рабочего дня. Если не успеваешь на утро — кровь свертывается и приходится искать снова. Те дни Ирина вспоминает, как страшный сон.

Ирина Борисенко, мама:

Какие-то из них сдавали бесплатно, некоторые из них просили деньги за это. Приходится платить, потому что если он пойдет сдаст второму ребенку, я останусь без донора.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

А доноры в основном платные, и самое ужасное, доноры завышают суммы денег за свои услуги до неимоверных размеров.

Лариса Вахненко на протяжении многих лет инициирует создание Национального Центра крови. Создание компьютерного банка данных доноров, сведения о наличии крови во всех центрах позволило бы оперативно решать проблемы по поставке крови и необходимых препаратов из нее.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

Родственники в принципе не должны заниматься покупкой крови. Доставкой крови должны заниматься только медики. Если врач видит необходимость переливания крови, он должен обращаться в центр крови или в отделение переливания крови данного учреждения.

Каждое утро в центр крови в Киеве приходит около 50 человек. Подавляющее большинство — это родственники и знакомые больных. Совсем мало доноров, которые приходят раз из чувства альтруизма, и огромная редкость те, что предпочитают кровь регулярно и бесплатно. За литр крови государство платит донору 160 гривен.

Людмила Заневская главный врач центра крови в г. Киеве:

Физиологическая доза — 450 мл, и считаем это порядка 80, чуть меньше гривен.

Только ради денег кровь сдают малоимущие, среди которых наркоманы и нездоровые люди. Поэтому треть сданной крови бракуют. Хорошей является только кровь, отданная бесплатно. Кстати, бескорыстное донорство является одним из условий к вступлению в Евросоюз.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

Агитация донорства у нас отсутствует. И у нас вся система службы крови, ее остатки существует за счет старой организации Советского Союза.

Если процедура сдачи крови абсолютно безопасна, то любое переливание больному потенциально опасное, у нас кровь не тестируется на уровне ДНК. Иногда даже сам донор может не знать, что он болен, а тесты в инкубационный период болезни не обнаруживают.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

Это ВИЧ, это гепатиты, это сифилис и другие вещи. Очень много паразитарных инфекций переносится через кровь.

Ирина Борисенко, мама:

Буквально за прошли год, насколько я занимаюсь волонтерской деятельностью, в отделении почти все дети имеют гепатит, причем они его не имели до того, как начинали лечение, потому что проверяют.

Чтобы уберечь родных от инфицирования, родственники пациентов вынуждены еще раз проверять донорскую кровь в дорогих клиниках, потому что отечественные тесты ненадежны. Тестирование одного донора стоит до 500 гривен. А украинские учреждения только начинают внедрять качественные американские тест-системы.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

Медики со службы крови обращались в Минздрав, в Академию с тем, Чтобы обратилы внимание на неадекватность Отечественных тест-систем. Все равно в тендере выигрывает отечественный производитель тест-системы.

В европейских клиниках кровь донора и реципиента проверяют одновременно 2 независимых трансфузиолога. И все чаще врачи стараются вообще обходиться без переливаний, применяя методы бескровной хирургии. Они позволяют в разы снизить риск, стоимость операций и продолжительность выздоровления.

Эти методы применяются и у нас. Это и специальные гамма-ножа, и кровезаменители, и различные техники восстановления крови. Это и реинфузаторы, позволяющие вернуть до половины потерянной крови.

Лариса Вахненко, заведующий отделением трансфузиологии институт им. Шалимова:

У больного идет забор крови уже после операции, эта кровь фильтруется и возвращается обратно. То есть, тоже это расходники, опять же проблема тендерная, но все это можно закупит и при желании этим всем пользоваться.

Распространение методов бескровной хирургии у нас дело будущего. Для больных, нуждающихся донорской крови, время на вес золота. Володя Карпенко в их числе. Он любит играть в футбол, вышивает картины и мечтает стать программистом.

Володя Карпенко:

Создавать программы, создавать игры и делать какую-то пользу для людей.

Впереди еще 2 сложнейшие операции, и снова понадобятся литра крови и плазмы. За годы лечения Ирина сама стала волонтером и знает, где их искать. На многих донорских сайтах можно найти координаты людей, которым необходима кровь, и телефоны доноров-волонтеров. Но опять класть ребенка в больницу Ирина боится.

Ирина Борисенко, мама:

Судя по тому, что уже нет практически детей, которые отлечились без гепатита, то я просто… я просто боюсь.

Вчера Ирина сдала свою кровь, чтобы спасти жизнь незнакомому человеку. Надеется, что таких людей станет больше, и это позволит спасти жизни многих людей.

Оксана Грузицкая. Оператор: Владимир Вистяк. «Итоги недели».